logo
 
?

восточная римская империя атилла прохождение

«БОГ-МЕЧ» из Язылыкая Одна из фигур заслуживает особого упоминания; это — «бог-меч» в боковой галерее Язылыкая (рис.). корова могла быть тотемом-первопредком рода Траэтоны.102А. Значительный интерес в связи с этим представляет описанный Лукианом скифский обычай собирать войско при помощи шкуры быка: связанное клятвой на бычьей шкуре, оно держалось крепко и было непобедимо для врагов (Тохаr. Подобно «бычьему знамени» арийского мужского союза, шкура быка обладала высокой сакральной ценностью, объединяя поклявшихся на ней скифов в прочный военный союз. Называлось ли оно «Византийская история», как можно было бы заключить из одних ссылок, или же «История готов», как следует из других ссылок и цитат, установить теперь невозможно [см.: Byzantinische Diplomaten und östliche Barbaren. S.13], поэтому обычно говорят о «фрагментах» или «записях» Приска.

Скульптура изображает короткий меч, рукоять которого имеет вид четырех припавших львов, попарно расположенных вдоль обоюдоострых лезвий меча; два льва расположены вдоль лезвий и смотрят в сторону острия меча; два других расположены поперек меча, срезанными задами друг к другу. Возможно, у скифов бычья шкура также символизировала самого бога войны – Ареса.

Железный топор с похожей рукояткой был найден в Рас-Шамре в Сирии. Иными словами, скифский Арес, так же как индоиранский Вритрахан-Веретрагна, мог представляться в образе быка.

Высказывалось мнение, что меч, изображенный в Язылыкая, был военным трофеем, захваченным у сирийского или митаннийского противника, поскольку не существует свидетельств о том, что хетты пользовались такими мечами. Некоторые косвенные свидетельства можно выделить в археологическом материале.

Но как же быть с человеческой головой, венчающей всю скульптуру? Поскольку меч у скифов являлся символом бога войны, навершия скифских мечей, выполненные в виде различных животных, могут отражать представления о зооморфных инкарнациях Ареса.

На этой голове типичная коническая шапка хеттских богов, на топоре же, найденном в Рас-Шамре, голова отсутствует. Так, навершие рукояти меча из кургана Чертомлык, датируемое кон. до н.э., оформлено в виде обращенных в противоположные стороны бычьих голов.108 Здесь же обнаружен золотой перстень с изображением быка.109 В одном из знаменитых Ульских курганов (№2) обнаружены три прорезных навершия с головой быка на каждом.110 Ульские курганы (Адыгея, VI-V вв.

Из положения фигуры в скальном храме ясно следует, что эта фигура изображает божество; более того, мы сейчас можем уточнить: это божество подземного мира, ибо, согласно недавно обнаруженным текстам, группа божеств подземного мира изображалась в виде мечей. Японская мифология Меч Кусанаги (Кусанаги-но-цуруги) Владельцы: Бог Сусаноо, богиня Аматэрасу, жрица Ямато-Химе, богатырь Яматотакэру. На самом деле меч называется Аме-но Муракумо-но Цугури («Меч собирающихся небесных облаков»). до н.э.) и соседние курганы Уляпской группы (IV – нач.

«Кусанаги» означает «Косящий траву», или, как вариант, — «Меч-змея» Легенда повествует: однажды бог Сусаноо встретил старика со старухой. III до н.э.) убедительно интерпретируются как комплекс святилищ.111 Возможно, эти навершия применялись в культовых действах в честь Ареса, поскольку некоторые курганы Уляпской группы (№1, 5) соотносят с геродотовым описанием святилища этого скифского божества (IV, 62).112 М. Ростовцев допускал, что они могли быть навершиями погребальных знамен (или жердей погребального балдахина).113 С учетом современной интерпретации данных курганов, можно было бы видеть в них навершия знамен военного культа.

Те пожаловались ему на восьмиголового и восьмихвостого дракона Ямато-но ороти, пожирающего их дочерей. Известны и другие скифские предметы с изображением быка: золотые бляшки в виде головы быка и лежащего быка из кургана Семь братьев (нач. до н.э.),114 золотой перстень с изображением кормящей коровы,115 конские удила, украшенные ажурными пластинками в форме головы быка с ветвистыми рогами.116 Но в данных случаях нет никаких дополнительных признаков, которые могли бы указать на их отношение к культу Ареса. до н.э.), оставленном индоиранскими племенами.117 Возможно, данный ритуал как-то связан с почитанием бога грозы и войны, поскольку конструкцию большого кургана-храма Синташты также соотносят с описанием святилища скифского Ареса.118 Суммируя все вышесказанное, приходим к следующим выводам.

Сусаноо взял себе их последнюю дочь, а взамен научил стариков, как можно извести змея. Ритуальные композиции из бычьих черепов обнаружены в могильнике Синташты (Южное Приуралье, втор. [ОП] и [СП] являются трансформированными версиями древнего космогонического мифа, точнее, его фрагмента о поражении грозовым божеством коровы. О поклонении скифов священному мечу сообщают и другие античные авторы: Помпоний Мела (I в.н.э.), Лукиан (II в.н.э.), Климент Александрийский (кон.

По его совету они устроили ловушку с бочками сакэ, и бог, особо не напрягаясь, убил пьяного монстра. Фольклорные версии более архаичны, поскольку здесь главный результат – обретение богатства и процветание человеческого общества, а в сообщении Приска – получение власти.

Когда он рубил ему четвертый хвост, меч внезапно сломался. Сотни лет спустя этот артефакт достался воину Яматотакэру. Известное тождество скифского Ареса и священного меча позволяет трактовать обнаружение меча при помощи коровы как мифологический мотив о рождении коровой самого Ареса.